Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
Здание МКДОУ № 26 с. Новопокровка рассчитано на шесть групп. В нашем детском саду имеется: раздевальная (дляприема детей и хранения верхней одежды, где располагаются шкафы для одежды, которые оборудованы индивидуальными ячейками), игровая комната (для проведения игр с детьми, которые не заняты непосредственной образовательной деятельностью), класс (длязанятий непосредственной образовательной деятельностью), столовая (для приема пищи), спальня, туалетная комната(совмещенная с умывальной).
В помещении детского сада имеются сопутствующие помещения: пищеблок, служебно-бытовое помещение для персонала.
Материалы и оборудования для детей групп
Игровая деятельность
Игровые материалы для сюжетной игры (1-7 лет)
Тип материала |
Наименование |
Кол-во на группу |
Игрушки персонажи и ролевые персонажи |
Куклы крупные (50 см) Средние (35 см) Средние (30 см) |
2 4 5 разные |
Набор наручных кукол би-ба-бо |
1 набор (5 шт.) |
|
Набор плоскостных фигурок на подставках: Театр «Теремок» Театр «Волк и семеро козлят» |
1 1 |
|
Халат голубой докторский Сарафаны Косынки Пилотки Набор масок животных |
1 3 3 3 |
|
Палатка |
2 |
|
Игрушки – предметы оперирования |
Набор чайной посуды (средний) |
1 |
|
Набор кухонной посуды (средний) |
1 |
|
Набор овощей и фруктов (муляжи) |
1 |
|
Комплект кукольных постельных постельных принадлежностей |
1 |
|
Утюг |
1 |
|
Автомобили средних размеров |
5 |
|
Кукольная коляска (складная) |
1 |
|
Набор медицинских принадлежностей |
2 |
|
Телефон |
2 |
|
Сумочки |
3 |
|
Кошельки |
3 |
|
Швейная машинка |
2 |
|
Касса для магазина |
1 |
|
Весы |
1 |
|
Автомобили с открытым верхом |
2 |
|
Конь надувной |
? |
|
Ведерки |
4 |
|
Молоток (пластмассовый) |
1 |
Маркеры игрового пространства |
Кукольный стол |
1 |
|
Кукольная кровать |
1 |
|
Стиральная машина |
1 |
|
Шкафчик для кукольного белья |
1 |
|
Кухонный гарнитур |
1 |
|
Парикмахерская для кукол |
1 |
|
Супер-маркет |
1 |
|
Пиццерия |
1 |
|
Больница |
1 |
|
Мастерская |
1 |
|
Трельяж детский |
1 |
Полифункциональные материалы |
Крупный строительный набор (пластмассовый) |
2 |
|
Куски ткани (1х1) |
4 |
Материалы для игры с правилами
Тип материала |
Наименование |
Кол-во на группу |
Для игр на ловкость |
Мячи (разного размера) |
6 |
|
Кегли (набор) |
2 |
|
Кольцеброс |
1 |
|
Баскетбольный щит |
1 |
|
Настольные игры: «Поймай рыбку» |
2 |
Для общеразвивающих упражнений |
Колечки пластмассовые |
6 |
|
Обручи: Алюминиевый (диаметр 60 см) Пластмассовый (диаметр 70 см) |
3 2 |
|
Обруч плоский (диаметр 40 см) |
2 |
|
Палка гимнастическая (длина 60 см) |
1 |
|
Флажок (красный, синий, зеленый, желтый) |
По 10 штук каждого цвета |
|
Гантели детские |
20 |
|
Мячики мягкие (маленькие, средние)
|
14/ 4 |
|
Мяч для мини-баскетбола |
1 |
Продуктивная деятельность
Материалы для изобразительной деятельности
Тип материала |
Наименование |
Кол-во на группу |
Для рисования |
Набор цветных карандашей (12 цветов) |
На каждого ребенка |
|
Набор фломастеров (12 цветов) |
На каждого ребенка |
|
Гуашь (12 цветов) |
На каждого ребенка |
|
Круглые кисти |
На каждого ребенка |
|
Емкость для промывания ворса кисти |
На каждого ребенка |
|
Салфетки для осушения кисти после промывания |
На каждого ребенка |
Для лепки |
Пластилин |
На каждого ребенка |
Доски, 20х20 |
На каждого ребенка |
|
Печатки для нанесения узора на вылепленное изделие |
На каждого ребенка |
|
Салфетки для рук |
На каждого ребенка |
|
Для аппликации |
Готовые формы для выкладывания и наклеивания (в зависимости от программных задач)
|
На каждого ребенка |
Кисти для клея |
На каждого ребенка |
|
Розетки для клея |
На каждого ребенка |
|
Цветная бумага |
На каждого ребенка |
|
Цветной картон |
На каждого ребенка |
|
Подносы для форм и обрезков бумаги |
На каждого ребенка |
|
Клей ПВА |
На каждого ребенка |
Материалы для конструирования
Тип материала |
Наименование |
Кол-во на группу |
Строительный материал |
Крупногабаритный пластмассовый напольный конструктор (набор)
|
2 |
|
Набор мелкого строительного материала (кубики, кирпичики, цилиндры, треугольники) |
На каждого ребенка |
|
Набор строительного материала для строительства дома, замка (деревянный) |
2 |
|
Набор игрушек (транспорт, фигурки животных, людей, деревья, кустарники)
|
2 |
Плоскостные конструкторы |
Набор из мягкого пластика |
2 |
Конструкторы |
Конструкторы, позволяющие проявлять творчество
|
4 |
|
|
|
Познавательно-исследовательская деятельность
Тип материала |
Наименование
|
Кол-во на группу |
|
Пирамидки (6-9 элементов), окрашенные в основные цвета
|
4 |
Объекты для исследования в действии |
Матрешки из 5 элементов |
1 |
|
Набор цветных палочек |
5 |
|
Набор мягких кубиков |
3
|
|
Набор плоскостных геометрических форм |
На каждого ребенка |
|
Мозаика разных форм и цвета |
5
|
|
Панно с различными застежками и съемными элементами |
1 |
|
Шнуровка |
3
|
|
«Чудесный мешочек» с набором объемных геометрических форм |
1 |
|
Юла (волчок) |
1 |
|
Звучащие инструменты (колокольчики, барабан, маракасы, молоточек, металлофон, бубны) |
По одному каждого наименования |
Образно-символический материал |
Набор картинок для группировки (реалистические изображения), до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, птицы, рыбы, деревья, овощи, цветы, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода, насекомые
|
По одному набору каждой тематики |
|
Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначениюпредметов, цвету, величине) |
По одному набору каждой тематики |
|
Наборы парных картинок (лото)
|
4 |
Обеспеченность учебно-методическими материалами
Образовательная область |
Название методических пособий |
Учебно-методические материалы (дидактические пособия) |
Социально – коммуникативное развитие |
Безопасность на дороге: плакаты для оформления; «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» Т. Ф. Саулина; Москва Мозаика-Синтез, 2014 «Развитие игровой деятельности» Н. Ф. Губанова; «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром» Л. Ю. Павлова; «Социально-нравственное воспитание дошкольников» Р. С. Буре; Москва Мозаика-Синтез, 2014 «Трудовое воспитание в детском саду» Л. В. Куцакова; «Этические беседы с детьми 4 – 7 лет» В. И. Петрова, Т. Д. Стульник. Познавательные занятия. Москва Мозаика-Синтез, 2013 И.В.Кононова. Сценарии по пожарной безопасности. Айрис Пресс,Москва.2012. Методические рекомендации по обучению детей безопасному поведению на дорогах. Владивосток. 2013. К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» Москва Мозаика-Синтез, 2014 О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой» Москва Мозаика-Синтез, 2014
|
«Дорожные знаки: для работы с детьми 4 – 7 лет» И. Ю. Бордачева; Серия «Мир в картинках»: государственные символы России; День победы; Серия «Рассказы по картинкам» «Детям о правилах пожарной безопасности» Художник Ю. К. Школьник.
|
Познавательное развитие |
Г.Н.Данилина. Дошкольнику – об истории и культуре России. Москва. «Аркти» 2011 г. Е.К.Ривина. Российская символика. Москва. «Аркти» 2011 г. Р.И.Жуковская, Н.Ф.Виноградова. Родной край. Москва. Просвещение. 2011 г. Л.Н.Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. О.В.Дыбина. Что было до… Творческий центр«Сфера» Москва. 2014 г О.В. Дыбинина Ознакомление с предметным и социальным окружением» Москва Мозаика-Синтез, 2015 В.Н.Волчакова., Н.В.Степанова. Познавательные занятия. С.Е.Шукшина, Я и мое тело. Москва. Школьная пресса. 2013 г. О.И.Лазаренко.,Е.Б.Спорышева. Конспекты занятий по формированию у детей 4-х лет творческого мышления и культуры устной речи.Москва. Айрис Пресс-2015 г. М.В.Лучич. «Детям о природе». Москва. Просвещение. 2011 г. П.Г.Саморухова.» Как знакомить дошкольников с природой». Москва. Просвещение. 2014 г. О.А.Соломенникова. Занятия по формированию элементарных экологических представлений. Москва Мозаика-Синтез 2014 В.Н.Волчакова.,Н.В.Степанова. Экология. Творческий центр «Учитель» Воронеж.2013 Л.С.Метлина. Занятия по математике. И.А.Помораева., В.А.Позина. Занятия по формированию элементарных математических представлений (для всех возрастов) Москва Мозаика-Синтез 2016 Л.В. Куцакова. Конструирование и ручной труд в детском саду. Москва. Творческий центр, 2014
|
Серия «Играем в сказку» Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса; Серия «Мир в картинках»: Серия «Рассказы по картинкам»: Времена года; Родная природа; Кем быть?; Профессии; Мой дом; В деревне и др. Плакаты: Овощи, фрукты, животные Африки, животные средней полосы, птицы, домашние животные, домашние питомцы, домашние птицы, цвет, форма, счет до 10, счет до 20. Картины для рассматривания: Рабочие тетради
|
Речевое развитие |
«Развитие речи в детском саду» В. В. Гербова; Москва Мозаика-Синтез 2015 «Развитие речи детей дошкольного возраста» О. О. Ушакова О.С Ушакова. Развитие речи и творчества. Творческий центр. Мозаика-Синтез 15 Т.И.Петрова. Е.С.Петрова. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Москва Мозаика-Синтез 2016 О.С.Ушакова. Занятия по развитию речи в детском саду. Творческий центр. Сфера. Москва.2014 г. В.В. Гербова. Приобщение детей к художественной литературе. Творческий центр. Москва Мозаика-Синтез 2014 В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» Москва Мозаика-Синтез 2015 У.М.Сидорова. Задания по развитию речи детей средней группы ДОУ. Т.И.Петрова.,Е.С.Петрова. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. (старшая группа) Т.И.Петрова.,Е.С.Петрова. Игры и занятия по развитию речи дошкольников (младшая и средняя группа) А.Герасимова. Уникальное руководство по развитию речи. Москва. Айрис Пресс-2009 О.И.Лазаренко., Е.Б.Спорышева. Конспекты занятий по формированию у детей 4-х лет творческого мышления и культуры устной речи. В.Н.Волчакова, Н.В.Степанова. Развитие речи. |
Серия «Грамматика в картинках» Серия «Рассказы по картинкам» Серия «Беседы с детьми» Плакаты: алфавит. Магнитная азбука Рабочие тетради
|
Художественно – эстетическое развитие |
Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности». Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. Т.С.Комарова. Занятия по ИЗО деятельности. Москва Мозаика-Синтез, 2014 О.С.Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников. Творческий центр Москва.2015 г. Комарова Т. С. «Развитие художественных способностей дошкольников». — М.: Мозаика — Синтез, 2015. «Цветные ладошки» И. А. Лыкова
|
Серия «Мир в картинках»: Филимоновская народная игрушка. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. Городецкая роспись по дереву. — М,: Мозаика-Синтез, 2014. Полхов-Майдан. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. Каргополь — народная игрушка. — М,: Мозаика-Синтез, 2014. Дымковская игрушка. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. Хохлома,-М.: Мозаика-Синтез, 2015. Гжель. — М.: Мозаика-Синтез, 2015. Демонстрационный материал
|
Физическое развитие |
Пензулаева Л. И. «Физкультурные занятия в детском саду.». — М.: Мозаика-Синтез, 2015. Г.И.Погадаева, Физическая культура дошкольников..Москва «Школьная пресса» 2013 г. Л.И.Пензулаева, Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет. Москва. Мозаика-Синтез.2013 г. Т.К.Ишинбаева. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 2-7 лет.Издательство «Учитель», 2015 г. |
Серия «Рассказы по картинкам»: зимние виды спорта, летние виды спорта, распорядок дня. |
Группа разделена на небольшие субпространства – так называемые Уголки. Количество и организация Уголков варьируется в зависимости от возможностей помещения и возраста детей.
Специальное оборудование для уголков
Уголок |
Оборудование |
Уголок сюжетно-ролевых игр |
Кукольная мебель для комнаты и кухни; атрибуты для игры в «Дом», «Магазин», «Парикмахерскую», «Больница», куклы, игрушечные дикие и домашние животные; наборы кухонной и чайной посуды; набор овощей и фруктов; машины крупные и средние; грузовые и легковые; телефон, руль, весы, сумки, ведёрки, утюг, молоток и др.; кукольные коляски; игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (неваляшка, клюющие курочки, дерущиеся бараны, прыгающие лягушки и т.п.); одежда для ряжения. |
Уголок театрализации;
|
Театр настольный, небольшая ширма и наборы кукол (пальчиковых, плоскостных и др.); театр, сделанный воспитателем (конусы с головками-насадками, маски, декорации); театр драматизации – готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы; могут находиться книги (или рядом находится книжный уголок).
|
Литературный уголок;
|
Стеллаж для книг, стол и два стульчика, мягкий диванчик, ширма, отделяющая уголок от зон подвижных игр; Книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки; Альбомы для рассматривания:«Профессии», «Времена года», «Детский сад» и т.д. |
Уголок по развитию речи |
Дидактические наглядные материалы; предметные и сюжетные картинки и др.; книжные уголки с соответствующей возрасту литературой; «Чудесный мешочек» с различными предметами. |
Уголок дидактических игр
|
Материалы по сенсорике и математике 1. Крупная мозаика, объемные вкладыши из 5-10 элементов, сборные игрушки, пирамидки (из 6-10 элементов), шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры. 2. Нетрадиционный материал: закрытые емкости с прорезями для заполнения различными мелкими и крупными предметами, крупные пуговицы или косточки от счетов для нанизывания. 3. наборное полотно, магнитная доска. 4. Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал 5. Различные мелкие фигурки и нетрадиционный материал (шишки, желуди, камушки) для счета. 6. Блоки 7. Палочки 8. Матрешки (из 5-7 элементов), доски-вкладыши, рамки-вкладыши, набор цветных палочек (по 5-7 каждого цвета). 9. Набор объемных тел для сериации по величине из 3-5 элементов (цилиндров, брусков и т.п.). 10. Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей). 11. Разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по вертикали и горизонтали). Материалы по развитию речи и познавательной деятельности. 1. Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода. 2. Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т.п.). 3. Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации). 4. Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения). 5. Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей). 6. Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, — сказочной, социобытовой). 7. Игрушки и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания. |
Уголок конструирования |
Материалы для конструирования: пластмассовые конструкторы с разнообразными способами крепления деталей (втечение года желательно использовать 2-3 новых); строительные наборы с деталями разных форм и размеров; мягкие модули; коробки большие и маленькие; ящички; бросовый материал: чурбачки, цилиндры, кубики, брусочки с просверленными дырками; маленькие игрушечные персонажи (котята, собачки и др.), машинки, для обыгрывания. Материалы для ручного труда: бумага разных видов (цветная, гофрированная, салфетки, картон, открытки и др.); вата, поролон, текстильные материалы (ткань, верёвочки, шнурки, ленточки и т.д.); проволока в цветной оболочке; природные материалы; инструменты: ножницы с тупыми концами; кисть; клей. |
Уголок изодеятельности |
Наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; шариковые ручки; гуашь; акварель; цветные восковые мелки и т.п.; кисточки — тонкие и толстые, щетинистые, беличьи; баночки для промывания ворса кисти от краски; бумага для рисования разного формата; салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти; губки из поролона; салфетки для рук; пластилин, глина; доски для лепки; большие клеёнки для покрытия столов; навесные валики с рулонами бумаги; школьные мелки для рисования на доске и асфальте или линолеуме. |
Экологический уголок |
В группе находится 2 -3 комнатных растения, те которые отобрал воспитатель желательно похожими на дерево, траву; неприхотливыми, цветущими одноцветными цветками; с широкими, плотными листьями (фикус); Ведётся активное наблюдение за объектами живой природы в естественных условиях. Взрослый организует действия с различными объектами: мокрым и сухим песком, рассматривают различные состояния воды. Др. |
Уголок по ПДД |
Полотно с изображением дорог, пешеходных переходов; Средний транспорт; Макеты домов, деревьев, светофор, дорожные указатели; Небольшие игрушки (фигурки людей, животных). |
Уголок уединения |
Это место, где ребёнок может посидеть, подумать, помечтать, вспомнить приятные ощущения и т.д. |
Рациональное питание является важнейшей составляющей формирования здоровья детей. Организация питания в МКДОУ № 26 с. Новопокровка возлагается на администрацию МКДОУ № 26 с.Новопокровка.
Питание детей в ДОУ осуществляется в соответствии с примерным десятидневным меню.
МКДОУ № 26 с.Новопокровка обеспечивает сбалансированным трехразовым питанием детей в соответствии с их возрастом и соответствующими нормами. Питание удовлетворительное. Дети получают молоко, мясо, рыбу, свежие овощи. В рацион питания также включены кондитерские изделия. Контроль над качеством питания (разнообразием), витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, санитарным состоянием пищеблока, правильностью хранения, соблюдением сроков реализации продуктов возлагается на заведующего МКДОУ № 26 с.Новопокровка, кладовщика и бракеражной комиссии.
Правильно организованное питание, полноценное и сбалансированное по содержанию основных пищевых веществ обеспечивает нормальный рост и развитие детского организма, оказывает существенное влияние на иммунитет ребенка по отношению к различным заболеваниям, повышает его работоспособность и выносливость, способствует оптимальному нервно-психическому развитию.
Основными задачами при организации питания детей в ДОУ являются:
- Обеспечение детей питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии.
- Гарантированное качество и безопасность питания и пищевых продуктов, используемых в питании.
- Предупреждение среди детей инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания.
Федеральные информационно-образовательные порталы
Перечень федеральных образовательных порталов, выступающих основными источниками информации для всех имеющих отношение к образованию. Порталы представляют собой наиболее мощные коллекции ссылок на образовательные интернет-ресурсы, опубликованные в российском сегменте Всемирной сети. Кроме того, порталы содержат новостные ленты, электронные библиотеки и коллекции образовательных ресурсов, справочники, средства общения педагогов и учащихся, информацию о специалистах и организациях, работающих в сфере образования, и много других полезных сервисов. Ресурсы подраздела предназначены для администрации, методистов и учителей образовательных учреждений, а также для учащихся и их родителей.
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Федеральныйпортал «Российское образование»
Официальный информационный портал единого государственного экзамена (ЕГЭ 2015)
Федеральные информационно-образовательные ресурсы
Представлены ссылки на образовательные ресурсы, опубликованные в российском сегменте сети Интернет. Кроме того, такие системы содержат новостные ленты, электронные библиотеки, справочники, средства общения педагогов и учащихся, информацию о специалистах и организациях, работающих в сфере образования, и много других полезных сервисов. Ресурсы предназначены для администрации, методистов и учителей образовательных учреждений, а также для учащихся и их родителей.
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Начальная школа — детям, родителям, учителям
Региональные информационно-образовательные ресурсы
«Электронная школа Приморья» — современный ресурс развития образования в крае. Портал был создан в сентябре 2012 года в рамках реализации проекта модернизации региональной системы общего образования. Современная автоматизированная информационная система «Электронная школа Приморья» позволила объединить возможности электронных образовательных ресурсов края. Здесь создана медиатека, имеется возможность формировать различные тематические площадки и форумы, вести личные блоги.
Электронная школа Приморья
Научно-образовательный центр «Империя школ»
Доступная среда
-
Открыть Размер: 189.55 КБ
-
Открыть Размер: 767.33 КБ
-
Открыть Размер: 218.15 КБ
Государственная программа «Доступная среда» была запущена в 2011 году и рассчитана до 2025 года.
Главное бюро медико-социальной экспертизы по Приморскому краю от 27.04.2022г.
Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2025 годы
Официальный сайт государственной программы «Доступная среда»
Государственный заказчик-координатор и основные разработчики Программы «Доступная среда»
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Цели Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2025 годы
Целью государственной программы является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни.
Задачи государственной программы «Доступная среда» на 2011-2025 годы
обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству инвалидов;
обеспечение объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы
Подпрограммы
Подпрограмма 1 "Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения";
Подпрограмма 2 "Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов";
Подпрограмма 3 "Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы"
Создание доступной среды для всех
В данный момент проектирование и создание доступной среды для инвалидов является одной из важнейших частей социальный политики каждого государства. Эта инициатива направлена на обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере повседневной жизни. Большинство современных международных договоренностей и законодательств диктуют странам необходимость создания достойных условий, при которых становится возможным максимальное развитие способностей инвалидов и их интеграция в общество. Одним из критериев данного политического направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать и получать образование наравне со здоровыми членами общества.
Задачи организации доступной среды в рамках школы:
- развитие инклюзивного образования;
- создания безбаръерной школьной среды для детей-инвалидов;
- создание информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности;
- формирование доступной среды.
Проект доступная среда – общие понятия
Термин «безбарьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями могли свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.
Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.
Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям и беременным женщинам.
Инвалид — человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.
Маломобильные группы населения — это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:
инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п
- Федеральный перечень ОО, осуществляющих обучение по АООП для обучающихся с ОВЗ, включенных в государственную программу РФ "Доступная среда" на 2011-2020 годов
- Приказ "Об утверждении плана мероприятий("дорожной карты") МОиН РФ по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования" 02.12.2015 №1399
- Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи
Реабилитация людей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.
В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения. Безбарьерная среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
- Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761"О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" Раздел V. Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства Пункт 2. Основные задачи «Обеспечение в соответствии с международными стандартами прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на воспитание в семьях, полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, охрану здоровья и реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, профессиональную подготовку, доступную среду. Создание системы ранней профилактики инвалидности у детей. Всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: создание современной комплексной инфраструктуры реабилитационно - образовательной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, внедрение таких детей в среду обычных сверстников, обеспечение их нормального жизнеустройства в будущей взрослой жизни»
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации"
- Приказ Рособрнадзора от 14.08.2020 N 831 "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации" (Зарегистрировано в Минюсте России 04.08.2014 N 33423)
- Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
- Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 09.03.2016) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"
- "Конституция Российской Федерации" (ст.8)
- "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)
- Конвенция о правах инвалидов
- Постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.2017г. «О внесении изменений в пункт 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации»
- «О доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»